Создать сайт на a5.ru
Более 400 шаблонов
Простой редактор
Приступить к созданию

Филаретова

Наталья Алексеевна

Воспитатель МБДОУ "Чернухинский детский сад № 16"

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА – совокупность условий, целенаправленно создаваемых в целях обеспечения полноценного образования и развития детей.

РАЗВИВАЮЩАЯ ПРЕДМЕТНО-ПРОСТРАНСТВЕННАЯ СРЕДА – часть образовательной среды, представленная специально организованным пространством (помещениями, участком и т. п.), материалами, оборудованием и инвентарем для развития детей дошкольного возраста в соответствии с особенностями каждого возрастного этапа, охраны и укрепления их здоровья, учёта особенностей и коррекции недостатков их развития.Вопрос организации развивающей предметно-пространственной среды ДОУ на сегодняшний день стоит особо актуально. Это связано с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (ФГОС ДО), к структуре образовательной программы  дошкольного образования.

      В группах организованы различные пространства (для игры, конструирования, уединения и пр.), а также представлены разнообразные материалы, игры, игрушки и оборудование, обеспечивающие свободный выбор детей; игровой материал периодически сменяется, появляются новые предметы, стимулирующие игровую, двигательную, познавательную и исследовательскую активность детей.

     Детям обеспечен свободный доступ к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающим все основные виды детской активности. Материалы, пособия, оборудование исправно и безопасно в использовании.Создавая развивающую предметно-пространственную среду любой возрастной группы в нашем ДОУ, мы учитывали психологические основы конструктивного взаимодействия участников воспитательно-образовательного процесса, дизайн и эргономику современной среды дошкольного учреждения и психологические особенности возрастной группы, на которую нацелена данная среда.

   Развивающая предметно-пространственная среда представлена по образовательным областям:

  • Социально-коммуникативное развитие
  • Познавательное развитие
  • Речевое развитие
  • Художественно-эстетическое развитие
  • Физическое развитие

   В группах созданы центры (зоны). Организация и расположение центров (зон) рационально, логично и удобно для детей. Все зоны наполнены развивающим содержанием, динамично изменяющимся в соответствии с задачами воспитания и обучения, возрастными возможностями детей, интересами мальчиков и девочек.

        Центр сюжетно-ролевой игры. 

Игра - ведущий вид деятельности, поэтому особое место в групповой комнате занимает игровая мебель с полным набором атрибутов для сюжетно-ролевых игр в соответствии с программными требованиями. В младшем и среднем дошкольном возрасте пособия и атрибуты для игр представлены в виде игровой ситуации, побуждающей детей к началу игры и развертыванию сюжета. В старшем дошкольном возрасте детям предоставляется большая самостоятельность в выборе игровых сюжетов, создаются условия для развития режиссерских игр. В последнее время все большую актуальность представляют игры современной тематики (магазин сотовой связи и т.д.), поэтому педагоги используют атрибуты для новых творческих игр. В каждой возрастной группе имеется неоформленный материал, который может быть использован в качестве предметов-заместителей (волшебные сундучки, чудесные мешочки и т.д.).

Центр конструирования

Оснащен строительным материалом,современными конструкторами типа «Лего», различными модулями. В старшем дошкольном возрасте центр пополняется конструкторами «Механик», конструкторами для создания архитектурных построек, а также альбомами и материалами для ознакомления дошкольников с архитектурой, схемами, чертежами, моделями.

Центр  искусства и театрализованной деятельности

Содержит материалы для изобразительной деятельности (материалы по рисованию, лепке, аппликации, альбомы с образцами рисунков, декоративно-прикладного искусства, книжки-раскраски, трафареты, изделия художественных промыслов, сменные выставки детских работ, совместных работ детей и родителей). Для музыкальной деятельности (музыкальные центры, фонотека музыкальных произведений); театрализованной деятельности (материалы о разных видах театра, атрибуты для игр-драматизаций, театрализованной деятельности (элементы костюмов), переносные ширмы, которые используются как для показа театрализованных представлений, так и для создания стены в уголке уединения, где ребенок может заняться любимым делом);

Центр грамотности и Центр детской книги

Включают: пособия и материалы по развитию всех сторон речи (оборудование для дидактических игр и картотека к ним, картотека словесных игр, сюжетные и предметные картины, подборка детских рисунков для рассказывания, схемы, альбомы, другие материалы по работе с детьми); материалы по подготовке детей к грамоте (в старшем дошкольном возрасте). Центр детской книги (детские книги разной тематики: рассказы, сказки, потешки, рассказы о животных, энциклопедии о растительном мире, журналы, иллюстративный материал по художественным произведениям). Размещение материалов рациональное и удобное для детей (библиотеку уместно сочетать с уютной зоной отдыха, где есть небольшой столик, диванчик и т.д.).

Центр познавательного развития

Включает в себя материал для работы с детьми по основным разделам: количество и счет, цвет, форма, величина, ориентировка во времени и пространстве. В нем представлен демонстрационный и раздаточный материал (по лексическим темам, основным сенсорным эталонам — форме, цвету, величине и т.д.). В центре имеются дидактические игры и картотека к ним. Центр математики для старших дошкольников оснащены занимательным материалом для развития логического мышления и интеллектуальных способностей.

Центр нравственно-патриотического воспитания и краеведения. 

Воспитание нравственно-патриотических чувств у дошкольников сейчас одна из самых важны проблем современного общества. Дети совсем не знают прошлого и настоящего нашей малой Родины. Чем когда-то жили, как работали и что праздновали наши предки, чем они занимались, о чем мечтали? Помочь разобраться в этих вопросах сегодня – значит помочь восстановить мост с прошлым, вернуть утерянные ценности, сохранить и приумножить богатство родного края. В центре нравственно-патриотического воспитания и краеведения располагаются: карта страны, Нижегородской области. Фотоальбомы: «История детского сада», «Моя семья», «Профессии семьи», «Мой город», «Моя страна», «Знаменитые люди России», «Достопримечательности родного края», «Природа родного края», «Художественные промыслы Нижегородской области», «Столица нашей Родины - Москва», «Флаг, герб и другая символика Нижегородского края, России». Портрет президента. Альбом с рисунками детей о жизни в детском саду, дома, о различных праздниках и т. д.

Центр природы

Включает в себя материалы по ознакомлению дошкольников с миром природы. В каждой возрастной группе выделена зона озеленения, где размещены растения, оборудование для труда в природе, ручного труда, информационный материал об объектах живой природы, альбомы, дидактические игры по формированию экологических представлений,макеты природных ландшафтов и природно - климатических зон, альбомы по формированию географических представлений. В центре расположен материал о представлениях времен года (дневники наблюдения за погодой; альбомы о временах года; картинки; фотографии; детские рисунки, рассказы и пр.).

Центр безопасности 

Включают в себя макеты по пожарной безопасности, правилам дорожного движения, плакаты, дидактические игры, наглядный материал, подборку детской художественной литературы по данной тематике. Необходимость создания этого центра обусловлена требованиями современной жизни, актуальностью проблемы формирования основ безопасной жизнедеятельности.

Центр здоровья и физкультурный уголок. 

В нашей группе, в соответствии с возрастом детей, имеется стандартное и нестандартное физкультурное оборудование, которое используется не только для развития основных движений, но для развития двигательного творчества. Физкультурный центр содержит: инвентарь и оборудование для физической активности детей, нестандартное физкультурное оборудование, пособия и атрибуты для занятий гимнастикой и проведения закаливающих мероприятий.

  Развивающая предметно-пространственная среда несет еще и эстетическую функцию: вызывает у детей чувство радости, эмоционально положительное отношение к детскому саду, желание каждый день посещать его.



Дидактические пособия своими руками

Предметно - пространственная развивающая среда



All Right Reserved © 2014 Чернухинский детский сад№ 16